Ролевые игры - это совершенно особый вид игр. В данном разделе мы попытаемся дать общее
представление о правилах и основных характеристиках ролевых игр.
Ролевая игра - это игра, в которой все участники действуют согласно заранее определенным
правилам, при этом во время игры имитируются различные ситуации. Игра должна быть отстранена от
жизни, подразумевается, что все участники действуют творчески активно. В ходе ролевой игры
происходит какое-либо непрерывное действие (процесс) - это обязательное условие. Главные отличия
ролевых игр:
- обязательные, определенные перед началом игры и известные всем правила
- исход игры невозможно предсказать
- наличие связанных продолжающихся по времени дейстий (процессов)
- значимость (желание выиграть, а не просто принимать участие)
- строго определенные образы (роли) участников
Принято проводить ролевые игры на основе сказочных, вымышленных сюжетов или положения
человека в докапиталистическом обществе.
Условно можно разделить ролевые игры на полигонные и игры в помещении.
Основные характристики полигонных ролевых игр:
- большое количество участников (больше 50 человек)
- место проведения - незначительно ограниченная лесная или полевая территория за
пределами лагеря
- продолжительность по времени более 3 часов
- наличие инвентаря (мечи, копья, палатки, одеяла и прочие доступные вещи)
- определенный сюжет и ситуация на начало игры
- ход игры должен быть определен, а игроки должны выполнять свои функции и решать задачи
Примеры достаточно широко известных полигонных ролевых игр:
- Замок (авторы: Скоринкин А.И., Семенова М.Г., Шайкин Д.Г., Яшенкова М.В.).
Мир представляет собой один континент, разделенный горами. На одной стороне живет довольно много
народа, они всё время воюют, у них сложная феодальная система. По другую сторону гор живет
гораздо меньше людей. Жить там гораздо опасней, зато очень выгодно. Здесь добывают металлы,
в том числе и ценные, живут мастера, которые делают оружие, которым воюет другая сторона, и
всякие иные полезные вещи. Но поскольку жёсткая властная структура отсутствует, перемещаться
по этой территории довольно опасно.
- Поселенцы (авторы: Скоринкин А.И., Семенова М.Г., Шайкин Д.Г., Яшенкова М.В.). Дальний Запад.
Территория США времен колонизации и захвата новых земель. Штат Калифорния. Земли, граничащие с индейскими территориями.
Из пограничного городка движутся новые волны поселенцев, их ведут опытные проводники-следопыты.
Фермеры, ищущие места для пастбищ, ковбои в поисках заработка, различного рода авантюристы пересекают
рубеж индейских территорий.
- Дикий запад (авторы: Скоринкин А.И., Семенова М.Г., Шайкин Д.Г., Яшенкова М.В.)
Действие происходит в не так давно образовавшемся поселке, вблизи границы с Мексикой. Год назад
все окрестные земли, в том числе территория поселка, принадлежали индейцам. Сейчас, благодаря
умелым действиям следопытов, поселенцы обосновались здесь и зарегистрировали участки. С одним из
индейских племен установлены дружественные отношения: глава следопытов женат на дочери вождя
этого племени. Благодаря этому проблема защиты от внешних врагов в лице индейцев решена.
В поселке по роду занятий и материальному благосостоянию сложились 4 основные явные группы
населения.
Также имеется особая группа - местный шериф с ребятами, обеспечивающая с согласия всего поселка
порядок и охрану жителей. Есть ещё недавно прибывший христианский священник, желающий нести
свет истинной веры жителям посёлка, а для этого построить здесь храм, а может и небольшой
монастырь.
Периодически между группами возникают столкновения; некоторые из них окончились убийствами,
которые до сих пор не раскрыты. Сами группы представляют собой единое целое ("один за всех и все
за одного"), в каждой выделился свой лидер, отстаивающий интересы всей группы и каждого из ее
членов.
В условиях лагеря достаточно сложно проводить полигонные ролевые игры, прежде всего это связано
с отсутствием в отряде инициативной группы, которая может взять на себя ведущие роли и организовать
остальных ребят. Распорядок дня и погодные условия часто не позволяют проводить такие длительные
игры на открытом воздухе, кроме того необходимы достаточно большие затраты на инвентарь.
Однако, при большом желании можно организовывать игры, имитирующие, например, лагерную жизнь
или различные бытовые ситуации. К полигонным ролевым играм надо готовиться задолго до лагерной смены, учитывая
возрастные и социальные особености будущих отрядных детей. Очевидно, разрабатывать такие игры
могут настоящие "фанаты" своего дела.
Более прикладными являются ролевые игры, проводимые в помещении. Наибольший интерес и
ажиотаж вызывает достаточно известная игра, приведем ее различные варианты:
- Мафия - 1
число игроков - около 12-15 человек
реквизит - колода карт
цель игры - "мафия" пытается расправиться со всей группой, а игроки пытаются вычислить "мафию"
ход игры - готовится колода карт, одна из которых туз (это "мафия", все остальные мирные жители).
После того как все получили карты, убийца начинает убивать, это делается путем быстрого и беззвучного
подмигивания жертве, причем необходимо чтобы никто кроме жертвы этого не заметил. Игрок, которому
подмигнули, выжидает несколько секунд и сообщает всем, что убит. Оставшиеся в живых выдвигают предположения
о том, кто убийца, прежде чем он нанесет удар. Обвинение большинства голосов в этом случае - смерть.
- Мафия - 2 отличается от первой версии тем, что "убийство" осуществляется во время того,
как мирные жители спят (то есть честно закрывают глаза и не подглядывают). В этом варианте игры
обязательно должен быть ведущий, в чьи функции входит оглашение имен убитых и наблюдение за порядком во
время игры. Выбор убийцы также осуществляется большинством голосов.
- Мафия - 3. Этот вариант - самый усложненный.
действующие лица - мафия (туз), комиссар Катани (король), врач (дама), иногда маньяк (валет)
и мирные жители.
Причем иногда этих героев бывает понескольку (в зависимости от количества
играющих). Первым право выбора имеет мафия, далее маньяки (плюс в том, что они могут уничтожать
друг друга, может помощь Катани и не понадобится!). Врач пытается вылечит жертвы маньяков и мафии
и, если угадывает, игрок остается жив (удача, не правда ли!). Все эти действия ведутся во время
сна мирных жителей. После всех этих перепетий (представляете, каково ведущему все это помнить!)
проснувшийся город не досчитывается кого-либо из жителей. Далее ведутся жаркие дискуссии о том,
кто может быть убийцей (трупы молчат, это важно, потому что они уже все видят!) город снова
погружается в сон, во время которого комиссар Катани пытается (в одиночку!) вычислить убийцу.
Его выбор тоже смертелен. Серьезное отличие этой версии заключается в том, что мирные жители
ничего не решают, они могут только обсуждать и натолкнуть комиссара на мысль!
To be continued ...
Используются технологии
uCoz